Помощь психолога
Анастасия Макеенко

Блог Анастасии Макеенко

Здравствуйте, уважаемый посетитель моего сайта. Меня зовут Анастасия Макеенко, я психолог-консультант, гипнолог. Помогаю людям справиться с кризисными ситуациями, научиться самоконтролю, развить свою способность достигать целей, принять и полюбить себя.

Принцип и процесс оказания покровительства

Последние 20 лет многие развивают и углубляют наследие Милтона Эриксона. Я в своей практике перешел от традиционной эриксоновской работы (см. С.Гиллиген хороший психолог«Терапевтические трансы») к развитию неоэриксоновского направления психотерапии self-relations («отношения с собой» — подход-предшественник генеративного подхода, описанный в книге С.Гиллигена «Смелость любить» 1997 г., на русский язык не переводилась, подробнее о подходе можно почитать здесь – комментарий переводчика). Как и эриксоновская работа, self-relations подчеркивает позитивные аспекты проблемы и симптомов. Подобные нарушения «нормальности» рассматриваются как признак того, что в жизни человека или сообщества что-то пробуждается. Такие нарушения – это кризис, который может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это (часто скрытые) возможности значительного роста (большинство из нас помнят негативные события – смерть, развод, болезнь или зависимость – которые привели к важным позитивным изменениям в жизни). С другой стороны, данные нарушения могут быть весьма разрушительными: мы впадаем в депрессию, становимся импульсивным, демонстрируем иное поведение, которое приводит к проблемам. В подходе self-relations предполагается, что последствия кризиса зависят от того, можем ли мы оказать покровительство данному нарушению посредством умелого человеческого присутствия.

Принцип и процесс оказания покровительства («sponsorship») – это альфа и омега self-relations. Слово «sponsorship» происходит от латинского «spons», что означает «дать торжественное обещание, ручаться». Поэтому покровительство – это клятва помогать человеку, в том числе себе, использовать каждое событие и переживание для напоминания о доброте и способностях человека, о мире, а также об их взаимодействии. В self-relations предполагается, что переживание, возникающее в жизни человека, изначально не является полностью человеческим, оно не представляет ценности в человеческом мире, пока человек не окажет ему покровительство.

Хороший пример этому можно найти в выдающейся жизни Хелен Келлер Helen_Keller(см. Х.Келлер «История моей жизни», 2003). В 1,5 года у Келлер была тяжелейшая болезнь, после которой она осталась слепой и глухой на всю жизнь. Следующие шесть лет она провела в темном и изолированном от окружающих мире, состоящем из интенсивных ощущений, гнева, самопоглощенности, тщетности своих усилий. Никто не мог установить с ней контакт, и она не могла найти способ напрямую общаться с другими людьми. Когда ей было 7 лет, в ее жизни появилась Энн Салливан – социальный работник, которая стала покровителем Хелен. Как писала Келлер: «Самый важный день в моей жизни – это день, когда первый раз пришла моя учительница Энн Мансфилд Салливан. Я не перестаю удивляться невероятному контрасту между двумя жизнями: до и после этого момента».

Общаясь с Энн Салливан, Келлер вернулась в мир живых и больше никогда не оборачивалась назад. Она стала одним из самых умных, вдохновенных и человечных людей прошлого века.

Различие между этими двумя состояниями (Хелен Келлер до того, как ей оказали покровительство, и после) обнаруживается в каждом из нас на многих уровнях. Его легко увидеть в маленьких детях, которые не умеют описывать свои ощущения (голод, усталость, одиночество, злость), не могут оказать им покровительство, и просто бессмысленно выплескивают их с помощью различных действий до тех пор, пока чуткий взрослый не поймет их значения и не обратит на них внимания. В хорошем случае со временем ребенок учится распознавать свои чувства и состояния и покровительствовать им самостоятельно, становясь ответственным («re-spons-ible» – в английском языке корень этого слова такой же, как в слове «spons-orship» — комментарий переводчика) человеком.

Именно в этот момент клиенты обращаются к психотерапевту: их все больше беспокоят переживания или поведение, которые они не могут контролировать. И хотя здравый смысл любого человека, включая клиента и психотерапевта, подсказывает, что надо во что бы то ни стало подавить, уничтожить или любым другим способом избавиться от своих негативных особенностей и таким образом восстановить старое, «нормальное», я, подход self-relations, основываясь на наследии Эриксона, изучает, как можно оказать покровительство таким «ужасным» переживаниям, увидеть в них подарки, получаемые в процессе развития.

Так, «депрессия» может оказаться подарком, который сигнализирует о том, что клиент не может больше жить с ложным «я», которое старается достичь счастья за счет угождения другим людям или достижения результатов любой ценой. Зависимость помогает человеку обнаружить, что у него есть разум больший, чем его интеллект. Неудача в браке может заставить человека научиться говорить о своих настоящих чувствах. Тревога может помочь человеку открыть  в глубине самого себя «нежный мягкий центр».

Покровительство включает в себя много процессов, которые позволяют трансформировать эти кажущиесяинь ян негативными переживания и выявить их глубинный позитивный смысл. Принимающий аспект покровительства, аспект «инь», включает в себя принятие, позволение своему сердцу быть открытым, создание места или святилища, утешение, мягкое удержание проявляющегося переживания, любопытство, глубокое слушание и человеческое присутствие, полное доброты и понимания. Активный аспект покровительства, аспект «ян», включает в себя непреклонное следование к цели, интенсивное внимание, сопровождение, установление пределов и границ, постановку под вопрос самоограничений и установление отношений между переживанием, которому оказывается покровительство, и другими ресурсами. Посредством умелого сочетания этих и других процессов покровительства переживание или поведение, которое, как казалось, не имело ценности для самого человека или сообщества, может быть трансформировано из формы «оно, это» в форму «ты». Тогда к нему можно прислушиваться, его можно ценить и позволять ему развиваться внутри себя и в человеческом сообществе.

Ссылки

  1. Стивен Гиллиген. Терапевтические трансы. Москва, 2011.
  2. Стивен Гиллиген. Смелость любить (Gilligan, S. G. (1997), The Courage to Love: Principles and practices of self-relations psychotherapy. New York: W. W. Norton).
  3. Елена Келлер. История моей жизни. Москва, 2003.

 

Автор Стивен Гиллиген. Оригинал статьи здесь. Перевод А.Макеенко

Сделующая статья >>

<< Предыдущая статья

Добавить комментарий

Мои коллеги

Я рекомендую: